Русские народные песни

    Уважаемые семиклассники!
     Вы изучили статью учебника "Русские народные песни" (стр. 29 - 36) и готовы к сдаче зачёта по данной теме. Используя данные ниже тексты, выполните предложенные задания. 
Критерии оценивания:
"5" - 100% - 80 % успешно выполненных заданий 
"4" - 79% - 60 % успешно выполненных заданий 
"3" - 59% - 40 % успешно выполненных заданий 
Желаю успеха!
ТЕКСТ № 1.
         Прочитайте отрывок из статьи Т.С. Петровой «Особенности образного строя народной лирической песни»: «В народной лирической песне чувства человека, его настроение, состояние передается, как правило, в соотнесенности с состоянием природы. На основании такой соотнесенности в фольклоре складывается целая система символического изображения человеческих переживаний, чувств. Так, символы счастья-несчастья находятся в контрастном соотношении:
Символы радости, счастья, добра
Символы горя, несчастья, тоски, зла
1. Солнце, звезды, месяц, ясное небо
1. Тьма, тучи, дождь, снег, сильный ветер, закат солнца, падение звезды, угасание свечи
2. Цветущий сад, зеленеющие деревья, распускающиеся цветы, сплетающиеся растения; хмель, калина, виноград
2. Сохнущий сад, шумящие деревья, клонящиеся к земле, теряющие листья; ива, осина, полынь, ковыль
3. Радостно поющие птицы
3. Улетающие или жалобно поющие птицы, кукующая кукушка, воющие звери
4. Чистая, прозрачная вода
4. Мутная, бушующая вода, роса, разлив реки, зыбучие болота
5. Белый, яркий цвет (голубой, золотой)
5. Черный, блеклый цвет
6. Весна, лето, утро, день
6. Осень, зима, вечер, ночь
7. Чистое поле, берег реки (моря)
7. Жемчуг (= слезы)
В разных контекстуально-ситуативных условиях некоторые образы-символы могут реализовать различные значения, вплоть до противоположных. Например, кольцо (подарить, надеть на палец, получить в подарок) – это знак любви, обещания или осуществления; потерять кольцо – значит утратить любовь (возлюбленного); венок (обрести, надеть, плести) – получить или ожидать любовь; утратить венок (утонул, засох) – значит потерять любовь.
Задания 3.1. - 3.8. Давайте рассмотрим, как представлено символическое выражение человеческого чувства, настроения в следующей народной песне:
И лучше пойду я с великой кручинушки
Я в темны лесушки, горюша, и дремучи...
И хоть в этих темных лесах дремучих
И там от ветрышка деревца шатаются
И до сырой земли деревца да приклоняются,
И хоть шумят эти листочки зеленый,
И поют да там ведь птички жалобнешенко,
И уж тут моя кручина не уходится...
И стать на горушки мне да на высокии
И выше лесушка глядеть да по поднебесью,
Идут облачка они да потихошеньку,
И в тумане пече красно солнышко,
И во печаля я, горюша, во досадушке,
И уж тут моя кручина но уходится...
И мне пойти с горя к синему ко морюшку,
И мне к синему, ко славному Онегушку...
И на синем море вода да сколыбается,
И со желтым песком вода да помутилася,
И круто бьет теперь волна да непомерная,
И она бьет круто во крутой этот бережок,
И по камешкам волна да рассыпается,
И уж тут моя кручина не уходится.
ТЕКСТ № 2.
«Композиционно-образные особенности народной лирической песни.
Психологический (поэтический) параллелизм».
Прочитайте отрывок из книги Виктора Петровича Филимонова «Память жанра»:
«Очень важен в лирической песне повтор как основа её композиции. Одной из композиционных форм повтора в широком смысле этого слова является открытый А.Н. Веселовским поэтический параллелизм. В песнях, построенных по принципу параллелизма, всегда наблюдается такая закономерная последовательность: вначале дается природная, образная картина, а затем следует картина-образ из человеческой жизни. Вместе взятые эти две картины представляют собой художественное целое, но по своему значению они далеко не равноценны. «Общая схема психологической параллели, – поясняет Веселовский, – нам известна: сопоставлены два мотива, один подсказывает другой, они выясняют друг друга, причем перевес на стороне того, который наполнен человеческим содержанием.
В параллельных конструкциях первая картина – своеобразное эмоциональное вступление, создающее определенное настроение и намек на «человеческое» содержание песни. Во второй картине раскрываются основное содержание песни, выражаются конкретные чувства и мысли героя или героини».
Например:
ПРИМЕР № 1. Задания 4.1.1 - 4.1.2.
Отлетала лебедь белая,
Что от стада лебединого,
Отъезжала красна девица
От своих подруг Авдотьюшка.
Или:
Порассыпься, крупный жемчуг,
По столам, столам дубовым,
Порасплачься, невеста-душа...
См. также в семицкой песне:
На мне венок
Не сохнет, не вянет
На мне венок!
По мне дружок
Не тужит, не плачет
По мне дружок!
            Или:
Не две тучи сходилися,
Две соперницы об молодце бранилися;
Не ясен ли сокол, сокол по горам летал,
Расхорош, пригож милой в лужках гулял.

ПРИМЕР № 2. Задание 4.2.

    Например, данная ниже песня исполнялась на рукобитье, т.е. предсвадебном сговоре. Расплести русу косу, пролить слезы девицы значит сосватать её, объявить невестой. Несложно обнаружить в этой песне две части – символическую и реальную и найти между ними образные и структурные соответствия:
– Уж вы, гуси, вы гуси, серые,
Далече ли вы летали?
– Уж мы летали, летали,
С одного моря на море!
– Уж вы что, гуси, видели?
– Уж мы видели, видели
Серу птицу в тихой заводи!
– Вы зачем её не взяли? – Сизо перье расщипили,
Горячую кровь пролили!
– Уж вы, бояра, бояра,
Вы бояра Васильевы!
Далече ли вы ездили?
– Уж ездили, ездили
Мы с города на город!
Вы что, бояра, видели?
Уж мы видели, видели
Красну девицу в высоком тереме!
– Вы зачем её не вязи?
– Мы хотя её не взяли,
Но русу косу расплели,
Горючи слезы пролили!
ТЕКСТ № 3.
«Композиционно-образные особенности народной лирической песни.
Принцип цепочного построения песни».
Прочитайте текст:
«С. Лазутин указал на следующий композиционный принцип организации народной лирической песни – принцип цепочного построения песни, при котором песня строится на основе свободной образно-поэтической ассоциации; при этом картины, составляющие песню, связываются как звенья цепи; последний образ первой картины песни является первым образом второй картины, последний образ второй картины – первым образом третьей (своего рода образный подхват) и т.д. Так сюжет разворачивается до самой важной (последней) картины, выражающей основное содержание песни. Образы как бы вырастают один из другого. Каждый последующий является продолжением и конкретизацией, поэтическим развитием предшествующего ему образа».
Задания 5.1. - 5.2. Проследим это в песне:
Калинушка с малинушкой, лазоревый цвет...
Веселая беседушка, где батюшка пьет.
Он пить не пьет, родимый мой, за мной, младой, шлет.
А я, млада-младешенька, замешкалася,
За утками, за гусями, за лебедями,
За мелкою за пташкой, за журушкою...
Как журушка по бережку похаживает,
Шелковую он травушку пощипывает,
Студеною водицею захлебывает,
За реченьку за быструю поглядывает.
За реченькой за быстрою четыре двора,
Во этих ли во двориках четыре кумы.
Вы, кумушки, голубушки, подружки мои!
Пойдете во зеленый сад, возьмите меня;
Вы станете цветочки рвать, нарвите и мне;
Вы станете венки плести, сплетите и мне,
Пойдете вы на реченьку, возьмите меня;
Вы будете венки бросать, вы бросьте и мой!
Как все венки поверх воды, а мой потонул;
Как все друзья домой пришли, а мой не бывал!
ТЕКСТ № 4.
«Композиционно-образные особенности народной лирической песни.
Прием ступенчатого сужения образов».
Прочитайте отрывок из книги Виктора Петровича Филимонова «Память жанра»:
«/.../ С. Лазутин упоминает также ступенчатое сужение образов. Чаще всего этот прием употребляется во вступительно-повествовательной части песни, которая содержит описательно-повествовательную часть плюс монолог или диалог. Посредством этого приема создается картина, в которой образы следуют друг за другом в направлении их пространственного сужения. Наиболее «суженный» образ и является наиболее важным. Весь прием и рассчитан на предельную концентрацию внимания на этом образе.
Задания 6.1. - 6.2. Например:
В чистом поле при долине
Луговинка зелена;
Что на этой луговинке
Зелен садочик стоит,
Что во этом во садочке
Рябинушка выросла;
И на той ли, на рябинке
Соловьюшко поёт.
– Ты не пой-ка, соловейко,
Во зеленом во саду! /...»

Комментариев нет:

Отправить комментарий