2014 год - учебный проект по литературе в 7 классе "В чём сила, брат?"

Михаил Юрьевич Лермонтов 
"Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"


ШАГ 1. Художественный мир и сюжет произведения.
Теория литературы: художественный мир произведения, хронотоп (художественное время и пространство), главные и второстепенные герои, внесюжетные персонажи, сюжет и его элементы.





ШАГ 2. Историческая эпоха в поэме.
Какой предстает эпоха Ивана Грозного в произведении М.Ю. Лермонтова?
Цель: узнать об эпохе Ивана Грозного, установить причины поступков героев.
1. Определение жанра “историческая поэма”.
2. Нахождение в произведении исторических деталей (цитаты из произведения о жизни купечества, обычаях и нравах, описание пира у царя, кулачного боя, описание казни и т.д.)
3. Изучение исторических материалов, статей о жизни, и нравах и обычаях Руси 16 века. (Приложение 1)
4. Групповая работа.
Задание: создайте Google-презентацию о жизни, нравах, обычаях Руси  XVI века.
1 группа
Тема мини-исследования "Положение царского опричника" 
Статьи “Опричнина и земщина”, “Из “Истории государства Российского”, “Кулачный бой”
Проблемные вопросы:
Почему Калашников, выиграв бой у опричника, был казнен? 
Почему Кирибеевич презрительно относится к людям и совершает бесчестный поступок?


2 группа
Тема мини-исследования "Положение женщины в семье"
Статьи “Доля женщины в Древней Руси”, “Из наставлений Домостроя”
Проблемные вопросы: 
Почему поведение Алены Дмитриевны вызвало гнев мужа? 
Почему боится она мужа, в чем виновата?

3 группа
Тема мини-исследования "Царь Иван Грозный"
Статьи “Историк Карамзин о личности царя”, “Исторические песни о царе”
Проблемные вопросы: Справедлив ли царь? Милостив или жесток царь?


Шаг 3. Жанровое своеобразие произведения. Фольклорные мотивы в поэме.
Почему М.Ю. Лермонтов назвал своё произведение песней?
Групповое задание:
1.  Скопировать и заполнить таблицу “Фольклорные художественно-выразительные средства”; сделать вывод о значении использования фольклорных художественно-выразительных средств в произведении. 
2.  Сравнить жанровые особенности былины и произведения М.Ю. Лермонтова (пользуясь таблицей “Былина как жанр”, найдите сходства поэмы Лермонтова с былиной); сделать вывод.
Группа № 2



Урок-мастерская "В чём сила, брат?" (24.11. 2014 г.)


Задание № 3 (групповая работа)


Уважаемые участники проекта, 
перед написанием сочинения послушайте, пожалуйста, лекцию - переход по ссылке

Сочинение-размышление


Комментариев нет:

Отправить комментарий